Наверх
МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСОВЫМИ РИСКАМИ

Гафарова А.Р., студент 4 курса кафедры «Финансы и кредит»

Научный руководитель: Ончукова Г.Е, к.э.н., доцент

ФГБОУ ВПО «ИжГТУ имени М.Т. Калашникова»

 

Актуальность выбора метода управления финансовыми рисками заключается в том, что риски неизбежны для любого предприятия в рыночных условиях, они могут быть разной величины и разного характера. Перед менеджером каждого предприятия будет стоять задача управления финансовыми рисками при осуществлении предпринимательской деятельности.

Главной составляющей риск-менеджмента является выбор метода управления рисками. Как показал анализ литературы, среди авторов не существует единого подхода к их классификации. Наиболее часто выделяемые группы методов управления рисками:

Управлять финансовыми рисками можно через 4 средства:

1) избежание – отказ от мероприятия, которое может вызвать риск;
2) принятие – решение не предпринимать никаких мер по поводу риска, продолжать деятельность;
3) передача – передача ответственности за риск третьим лицам, например, в страховую компанию;
4) предотвращение – уменьшение величины риска с помощью различных методов;
5) локализация – выделение из фирмы наиболее рискованных проектов и активов в отдельное подразделение;
6) распределение - это метод, вероятный ущерб распределяется так, что возможные будущие потери делятся на несколько меньшей величины.

В данной статье все предложенные методы управления финансовыми рисками рассмотрим с позиции повышения показателей финансовой устойчивости, а именно показатели текущей ликвидности (способность предприятия погашать свои краткосрочные обязательства за счёт оборотных средств) и снижения риска платёжеспособности (возможность предприятия в конечном итоге рассчитаться по своим долгам).

В табл. 1 представлена краткая характеристика и особенности управления рисками, связанными с финансовой устойчивостью.

Таблица 1. Характеристика методов управления рисками, связанными с финансовой устойчивостью

Группа методов

Метод

Краткая характеристика

Передача

Факторинг

Применяется обычно на длительный период, не на всех условиях ставка комиссии от факторинга будет ниже ставки банковского кредита

Страхование

Нужно обратить внимание на выбор страховой компании и на выбор предлагаемых условий 

Предотвращение

Спонтанное финансирование

Можно использовать, когда нужно снизить размер дебиторской задолженности. Выбрать размер скидки так, чтобы было выгода была и у покупателя, и у продавца.

Самострахование

Для предприятия важен оптимальный размер фонда риска

Локализация

Лимитирование

Чаще используют при продаже в кредит каких-то товаров, когда определяют суммы вложения капиталов и др.   

Распределение

Диверсификация

Диверсификация эффективна только для уменьшения несистемных рисков, то есть риска, связанного с конкретным инструментом. 


Факторинг.

Продажа краткосрочной дебиторской задолженности предприятия специализированной (факторинговой) компании называется факторингом.

Заключается договор между участниками – факторинговой компанией и поставщиком товара (предприятием) о том, что по мере возникновения каких-либо требований по оплате поставок предоставляются платёжные документы. Факторинговая компания осуществляет выплату клиенту по этим документам примерно 60-90% стоимости всех требований. А после оплаты продукции самим закупщиком (покупателем), факторинговая компания выплачивает недостаток суммы предприятию-поставщику, удерживая с него комиссионные.

Первые операции факторинга появились ещё в 17 в. в Англии, и сейчас он набирает всё большую популярность, особенно по сравнению с традиционными способами, как например, банковскими кредитами.  Получить их, преимущественно небольшим предприятиям, становится всё сложнее, а факторинг является более доступным и быстрым способом снизить период инкассации дебиторской задолженности, и уменьшить саму дебиторскую задолженность, тем самым снизив риск понижения показателей финансовой устойчивости.

Страхование рисков.

Страхование рисков предприятия снижает неопределенность в планировании финансовой деятельности. Вместо неизвестных затрат на возмещение убытков от возможного вреда, нанесённого рисками, предприятие оплачивает свои будущие страховые премии. Происходит это благодаря эффекту интегрирования отдельных рисков индивидуальных страхователей в общем массиве страхового фонда страховщика.

Страховой капитал для предприятия – это гарантированные денежные средства, для того чтобы покрыть убытки. Поэтому привлечь страховые капиталы – это важная задача для компании.

Страхование привлекает также тем, что это передача часть ответственности по договору на третье лицо, и самому предприятию не нужно аккумулировать средства на возмещение возможных убытков.

Спонтанное финансирование.

Для уменьшения периода оборачиваемости на предприятии, тем самым укрепив финансовую устойчивость, можно внедрить систему скидок, например через спонтанное финансирование.

Спонтанное финансирование – предложение покупателю оплатить продукцию, товар в определённый срок в обмен на скидку.

Спонтанное финансирование используется вместо кредитования в банках, оно выгодно и покупателю, т.к. ему предоставляется определённая скидка за оплату в ранний срок, и предприятию – т.к. это помогает уменьшить период оборачиваемости.

Спонтанное финансирование - это относительно недорогой способ получить средства. Такое кредитование не требует от клиента обеспечения и привлекает достаточно длительными сроками льготного периода.

Самострахование.

Также его называют резервированием. Самострахование или резервирование - метод управления финансовым риском, рассматривающий формирование предприятием собственного резерва для возмещения убытка от финансовых рисков.

Один из важнейших аспектов – это расчёт оптимального размера фонда риска. Он должен соответствовать потребностям предприятия. Если фонд будет слишком большим – средства из фонда не будут использоваться на производстве, что поведёт за собой уменьшение прибыли. А если фонд будет слишком мал, то его просто будет недостаточно, чтобы покрыть убытки от рисков.

От обычного страхования такой метод отличается тем, что страховщик будет выплачивать страховые премии компании, по её требованию, и только в объёме накопленных компанией средств.

Лимитирование.

Для обеспечения оптимального уровня рисков, которые появляются из-за привлечения денежных средств, на предприятиях устанавливаются особые ограничения – лимиты – кредитования. Привлечение заемного капитала является составной частью финансовой политики любого предприятия. А его использование разрешает существенно увеличивать объем хозяйственной деятельности компании, с большей эффективностью использовать собственный капитал, ускорить образование разных финансовых целевых фондов, а в конечном счете — повысить рыночную стоимость самого предприятия. Вполне целесообразно появляется необходимость в лимитах – ограничителях суммы заёмного капитала.

Лимитирование -  установление систем ограничений, (либо верхних границ, либо нижних, либо обеих) способствующих уменьшению степени риска.

Чаще всего лимитирование используют, когда предоставляют займы, при продаже в кредит каких-то товаров, когда определяют суммы вложения капиталов и др.

Максимальный объем привлечения заёмных средств определяется двумя основными условиями:

- предельный уровень финансового рычага (левериджа);
- обеспечение достаточного уровня финансовой устойчивости.

Также для расчёта предельного размеры заёмных средств, необходимы показатели кредитоспособности предприятия – например, лимит по сумме ликвидных активов и лимит по сумме собственного капитала. Источником этих данных - официальные формы бухгалтерской отчётности.

Из-за неопределенной ликвидности оборотных средств (например, из-за задержки по выплатам дебиторской задолженности), предприятие должно обладать не только заёмных капиталом, но и достаточным собственным оборотным капиталом.

Соответственно, на краткосрочный заёмный капитал необходимо установить целевой лимит по текущей ликвидности.

Если предприятие будет придерживаться этого предела, то снизятся риски потери платёжеспособности. Но периодически требуется пересмотр ограничений, и их пересчёт.

Однако существующие условия установления размеров заёмных средств не учитывают все возникающие риски. Одного лимита недостаточно, но это существенно скажется на управлении заёмными средствами, не даст заёмному капиталу преобладать над собственным, поэтому можно воспользоваться этим методом, но не полагаться исключительно на него.

Диверсификация.

Метод управления финансовыми рисками, заключающийся в распределении рисков по различным видам активов с целью снижения их концентрации называется диверсификацией.

К диверсификации относятся распределение видов деятельности или ассортимента; сбыта продукции и сырья; инвестиций и кредитов; во времени по этапам работ.

Таким образом, управление финансовой устойчивостью предприятия невозможно без выбора метода управления рисками. Но управление рисками – это комплексное управление, то есть также необходимо разработать программу управления рисками для предприятия.

Календарь событий