Формальности госзакупок
Обязательный годовой объем закупок крупнейших компаний с госучастием у субъектов малого и среднего предпринимательства со второй половины года должен вырасти до 18%. Однако на деле закон станет очередной формальностью — эксперты считают, что заказчики выполнить его не смогут, будут придумывать способ отчитаться о выполнении и непременно придумают, а малый бизнес останется при своем, но с приятным воспоминанием о мимолетном государственном соучастии к его нелегкой жизни.
Пока крупные компании с госучастием совершенно не понимают, за счет каких закупок они смогут обеспечить выполнение квоты, — требование закупать 18% работ и услуг у малых и средних компаний возникает со второй половины года, в то время как основные закупки уже проведены в первом полугодии, — и просят Минэкономразвития снизить квоту для малого бизнеса при закупках инфраструктурных монополий и компаний с госучастием до 9%.
Отлагательные условия
Помочь малому бизнесу включиться в систему госзакупок пытаются с момента её возникновения в 2005 году. Вначале заказчиков обязали отдавать малым предприятиям минимум 10% объёма годовых закупок, с начала 2014 года — уже 15%. В конце 2014 года премьер-министр РФ Дмитрий Медведев подписал постановление правительства «Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Оно устанавливает для госкомпаний обязательный годовой объем закупок заказчиками у субъектов МСП не менее 18% (с учетом субподряда), минимальную 10-процентную квоту для прямых договоров, а также детально регламентирует все особенности проведения процедур закупок для МСП.
С 1 июля 2015 года постановление будет распространяться на компании с госучастием, годовой объем выручки которых составляет более 10 млрд рублей, а 1 января 2016-го охватит и все остальные.
— На сегодняшний день это постановление — профанация для нашего региона, — считает директор компании «Ижтендер» Вадим Силлеров. — Заказчиков с годовым оборотом более 10 млрд рублей в республике всего два: УССТ № 8 и «Роснефть» с ее «дочками». Среди заказчиков с объемом от 1 млрд рублей — Воткинский завод и еще несколько организаций. Вот если бы постановление распространялось на всех заказчиков, было бы другое дело. Нужно снизить планку хотя бы до 2 млн рублей.
С тем, что постановление лишь формально защищает интересы малого бизнеса, согласен и директор бизнес-инкубатора ИжГТУ имени М. Т. Калашникова Максим Стрелков. Он считает, что вводимые изменения способны повлиять лишь на статистику участия малых предприятий в закупках. Будет ли этот шаг правительства способствовать развитию экономики — вопрос открытый. Повлиять на выбор исполнителя у заказчика нет возможности — выигрывает тот, кто предложит наименьшую цену. Демпинг на торгах — большая проблема госзакупок. Добросовестные компании лишаются возможности заработать потому, что «халтурщики» слишком сильно снижают стоимость, грешат сговором и перепродажей выигранных тендеров либо части объемов.
Один из экспертов СД считает постановление мерой предсказуемой, потому что у компаний с госучастием есть опасения не выполнить «дорожную карту» по расширению доступа малого и среднего бизнеса к закупкам.
— Возьмем, к примеру, 80% закупок «Роснефти» — это трубы. МСП может максимум оказывать услуги по их установке, но никак не производить и поставлять в таких объёмах. А что, если 15% из оставшегося объёма — это медицинское обслуживание или другое специализированные услуги? — вопрошает собеседник СД.
Не для малых
Пока снижение квоты эксперты объясняют как создание необходимой почвы для маневров крупных игроков. Сейчас у заказчиков появились проблемы по поиску исполнителей, по созданию искусственных условий для участия МСП. Все происходит так, потому что законотворцы смотрят на абсолютные объемы закупок в несколько триллионов рублей. А, возможно, нужно более точечно и разумно проводить свою политику в зависимости от специфики корпорации.
Как пояснили в Министерстве экономики Удмуртской Республики, в ближайшей перспективе Минэкономразвития совместно с региональными властями намерено приступить к формированию системы производственных компаний, которые станут надёжными партнёрами для крупных заказчиков (например, РЖД, «Газпром», «Росатом» и др.).
Эксперты сходятся во мнении, что главная проблема заключается в том, что большое количество заявок изначально сформулировано под «своего» поставщика. Небольшая доля субъектов малого и среднего предпринимательства в этих закупках во многом связана с ориентацией системы закупок заказчиков на интересы крупного бизнеса, в первую очередь дочерних и аффилированных компаний заказчиков.
Другой проблемой для «малых» поставщиков остается неравная конкуренция с более крупными. При возможности причисления игрока к субъекту малого бизнеса (речь идет о декларации о соответствии), по мнению Вадима Силлерова, любой крупный поставщик может участвовать в торгах, выставив свои «ложки» — предприятия с одним учредителем и минимальным уставным капиталом, которое по формальным признакам попадает в категорию «малый бизнес», а по факту обладает ресурсами и возможностями крупной организации-учредителя. Учитывая их истинные масштабы, любые работы обойдутся гораздо дешевле, чем малому предприятию. Постановление поможет отсеять из этой схватки лишь госучреждения.
Напомним, что федеральный закон № 223 распространяется на организации с минимальной долей государства 50% в уставном капитале. Под действие закона попадают и зависимые организации («дочки» и «внучки») таких компаний, где доля участия государства должна быть минимум 25%. При этом на «правнучек» закон не действует.
В 223-ФЗ по сравнению с 44-ФЗ выиграть практически невозможно. Если «не нравишься», то найдется любой способ не допустить. Максим Стрелков считает, новых игроков в больших количествах не появится, несмотря на то, что у малого бизнеса появилось много возможностей: электронные площадки, электронные подписи, электронный документооборот и т. д. Участвовать стало проще, но государство и крупные заказчики привыкли работать с одними и теми же партнерами.
Способ фильтрации
Директор центра развития предпринимательства Василий Алексеев объясняет вводимые изменения необходимостью проредить ряды недобросовестных поставщиков.
— На мой взгляд, электронные аукционы выгодны в первую очередь поставщикам — они создают более справедливую конкуренцию. При этом заказчики зачастую могут пострадать при неграмотном оформлении документации и получить продукцию и услугу меньшего качества, чем ожидали. Большинство недобросовестных поставщиков, к сожалению, можно отнести к малому и микробизнесу. Тем более во время нестабильной экономической ситуации и пониженной ликвидности эта ситуация обостряется. Думаю, именно с этой точки зрения можно объяснить вводимые изменения.
Есть ещё одна причина нерасторопности закупщиков в наращивании участия таких предпринимателей в поставках. Ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение в документе в явном виде нет. Возможно, эти аспекты будут учтены и конкретизированы, когда распоряжение начнут реализовывать участники системы госзакупок.
Пока что в 223-ФЗ указано, что, если годовая норма объема закупки у субъектов МСП не соблюдена, заказчик лишается права проводить закупки в соответствии с 223-ФЗ, а вместо этого будет обязан закупать по 44-ФЗ. Это условие вступит в силу с 1 января 2016 года.
Российские власти долгое время считали: чтобы открыть малому бизнесу доступ к госзаказу, достаточно установить соответствующие квоты. Однако лазейки в законодательстве позволили госкомпаниям успешно отчитываться о соблюдении квот.
Между тем тот факт, что государство обратило внимание на малый бизнес, уже важный показатель перехода от слов к делу. Логично, что госкорпорации этого не хотели и до последнего сопротивлялись нововведению, пытаясь отодвинуть срок.
Сегодня объем закупок госкомпаний составляет не менее 7 трлн рублей в год. Если малому бизнесу реально отдадут эти 9%, это вряд ли повлияет на закупки в целом. Если смотреть на госзакупки, какими бы они ни были плохими, тем не менее вовлечение малого бизнеса и снижение барьеров на самом деле осуществляется. Просто малым предприятиям важно помнить, чем больше денег, тем меньше шансов.
Другие меры
— Для появления новых участников нужно развивать новые механизмы поддержки, — говоритМаксим Стрелков. — Это и страхование заказов для МСП, и использование различных льготных систем кредитования, и ведение сегментированной базы благонадежных поставщиков с возможностью их оповещения о предстоящих торгах. Саму систему закупок тоже систематизировать, чтобы вся информация о заказах появлялась на единой площадке. Пока же заказы госкомпании размещают на собственных площадках, взимая значительную абонентскую плату с участников.
— Здесь можно было бы пойти по примеру Москвы, — поддерживает Вадим Силлеров, — создать реестр малых предприятий и тем самым защитить поставщиков.
Такую проблему малых предприятий, как нехватка средств для выполнения госконтракта, эксперты предлагают решить при помощи факторинга — возможности переуступать права требования по договору в пользу финансово-кредитных учреждений. Использование факторинга в системе госзаказа, поясняют эксперты, позволит небольшим поставщикам привлекать кредитные средства не под собственные финансовые показатели, а под показатели заказчика. Это эффективный инструмент, способный обеспечивать финансовую устойчивость поставщика. Единственное условие, позволяющее его использовать сейчас, — добрая воля заказчика.
Сегодня государство делает определенные шаги по развитию системы поддержки субъектов малого предпринимательства при размещении государственных и муниципальных заказов. Напомним, в Удмуртии они осуществляются в рамках программ «Развитие малого и среднего предпринимательства» и «Создание условий для устойчивого экономического развития Удмуртской Республики». Участникам предоставляются поручительство перед банком, субсидирование, проводятся консультационные, организационные и образовательные мероприятия, на льготных условиях сдаются помещения и офисное оборудование на территории бизнес–инкубаторов. Но отдельные моменты законодательства в этой сфере целесообразно усовершенствовать.
Заинтересованность госкомпаний в вовлечении малого бизнеса оставляет желать лучшего, поскольку проверенные поставщики могут дать понятный результат, а для передачи части производственных задач на аутсорсинг требуются дополнительные телодвижения и затраты. Государству необходимо найти точки соприкосновения интересов крупного и малого бизнеса, а региональной власти — переходить на централизованную систему закупок с унификацией правил торгов на электронных площадках и использованием единой электронной подписи для участия в них, считают эксперты. Есть мнение, что прозрачности закупок возможно добиться посредством общественного аудита.
Справка
По данным Удмуртстата, за 2014 год в рамках 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» всего проведено порядка 140 тыс. закупок на общую сумму 16,7 млрд. рублей.
Из них около 30% признаны несостоявшимися по следующим причинам: когда не подано ни одной заявки; когда принято решение об отказе в допуске к участию в торгах всех участников закупки; когда только один участник закупки признан соответствующим всем требованиям.
Распространенные причины отклонения заявок по «формальным» признакам: не указана страна происхождения товара, не предоставлен сертификат о происхождении товара; некорректно указан ИНН.
В целях поддержки отдельных секторов экономики 44-ФЗ обязывает заказчиков осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объёме не менее 15% совокупного годового объема закупок. В 2014 году проведено 4 928 специальных торгов. Суммарная начальная цена контрактов составила 2 906 588 тыс. руб. Общее количество поданных заявок по таким закупкам 13 828.
В Министерстве экономики отметили, что в статистику не вошли торги, проводимые на «общих» условиях. Учёт субъектов МСП в таких торгах не ведётся в силу закона.
Валерия Пешкова
для журнала «Свое дело»
Полную версию журнала в формате pdf можно посмотреть и почитать здесь: http://issuu.com/selfmade777/docs/june_2015
05/11/2024
Выставка инноваций 2024 (осенняя сессия)15/03/2024
Выставка инноваций 2024 (весенняя сессия)01/11/2023
Выставка инноваций 2023 (осенняя сессия)01/03/2023
Выставка инноваций 2023 (весенняя сессия)05/09/2022
Выставка инноваций 2022 (осенняя сессия)